Страницы

вторник, 28 февраля 2023 г.

Дыхательные упражнения для устранения заикания

Авторская методика дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой очень хорошо себя зарекомендовала и применяется для лечения всех типов заикания. Без нормального дыхания невозможно помочь ребёнку с заиканием, а это значит, что нормализации дыхания должно быть посвящено большее время в лечении, чтобы преодолеть недуг. Дыхательная гимнастика направлена на  координацию и оптимизацию дыхания, как носового, так и ротового. В дыхании активно должна участвовать диафрагма, выдох должен быть продолжительным. Упражнения на правильное дыхание проводят вначале без речевого сопровождения.

Правила выполнения упражнений

  1) Вдох должен быть резким и коротким, как хлопок. Думать нужно только о вдохе.

  2) Выдох производить спокойно, без напряжения и усилий. Выдох должен быть бесшумным.

  3) Вдох должен всегда сопровождаться движениями. Движения должны быть только на вдохе.

  4) Как движения, так и вдох должны производиться в маршевом ритме.

  5) Счёт в гимнастике на 8, считать нужно не вслух, а мысленно.

  6) Упражнения на дыхание можно выполнять как стоя, так и сидя или лёжа.

Комплекс дыхательных упражнений

1) Упражнение «Ладошки»

Встать прямо, руки согнуть в локтях, как бы показывая ладони зрителям (локти направлены вниз. Выполнять шумный короткий вдох, одновременно сгибая ладони, как бы хватая воздух. Выдох — нешумный, свободный. Упражнение выполнять 2 раза по 4 вдоха, делая паузу между ними 4 секунды с опущенными руками.

2) Упражнение «Погончики»

Встать прямо, сжать кулаки и прижать к талии. При вдохе толкать кулаки вниз, напрягая плечи и вытягивая руки к полу. Упражнение выполнять по 8, 12 раз. Выше пояса кулаки поднимать не нужно.

3) Упражнение «Насос»

Встать прямо, ноги слегка развести на ширину плеч. Прямыми руками тянуться к полу одновременно с наклоном вперёд. Наклон сочетать с шумным вдохом. Спина должна быть не прямая, а округлая. Представить, что насосом накачивается шина. Движения выполнять по 4, повторяя 12 раз. Следить, чтобы выдох был незаметен и спокоен.

При заболеваниях сердечно - сосудистой системы, позвоночника, травмах спины не нужно кланяться сильно низко. При полном здоровье нужно стремиться взять с пола палку.

4) Упражнение «Кошка»

Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Присесть, как будто танцуя, с одновременным поворотом в правую сторону. Приседание сочетать с шумным вдохом. Выпрямиться, спокойный выдох. Затем опять присесть с поворотом туловища уже в левую сторону. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

5) Упражнение «Обнять плечи»

Встать, руки согнуть в локтях, локти направлены вниз. При шумном вдохе руками резко обнимать себя за плечи, затем свободный выдох. Выполнять 12 раз по 8 вдохов. Выполняя упражнение, можно голову отводить немного назад.

6) Упражнение «Маятник»

Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, можно даже чуть шире. Наклониться вперёд, потянуться руками к полу и сделать резкий шумный вдох. Затем наклониться, назад и также резко вдохнуть. Выдох должен быть незаметным и бесшумным. Упражнение можно делать и сидя.

7) Упражнение «Поворот головой»

Встать прямо, ноги шире плеч. Поворачивать голову вправо, делая одновременно шумный вдох, затем голова идёт влево, за это время сделать незаметный выдох, а при повороте головы влево - опять шумный вдох. Упражнение нужно стараться выполнять без перерыва и пауз, не останавливая голову посередине. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

8) Упражнение «Уши»

Встать прямо, ноги чуть шире плеч. Выполнять наклоны головой вправо, ухом к плечу, делая шумный вдох носом. Затем левое ухо к левому плечу - снова вдох. Затем немного покачать головой из стороны в сторону. Смотреть необходимо прямо перед собой. Выполнять 12 раз по 8 вдохов.

9) Упражнение «Маятник головой»

Встать прямо, ноги шире плеч. Опустить голову, переводя взгляд в пол, одновременно делая резкий вдох. Затем поднять голову, взгляд на потолок, опять шумный вдох. Выдох делать незаметно, при переведении головы в другое положение.

10) Упражнение «Перекат»

Встать, левую ногу поставить вперёд. Правая нога сзади на носок. Присесть немного, перенося тяжесть тела на правую ногу, одновременно выполняя шумный вдох. Затем незаметно выдохнуть и присесть, перенося тяжесть тела на левую ногу, резкий вдох.

11) Упражнение «Передний шаг»

Встать прямо, ноги на ширине плеч или шире. Левую ногу поднять, согнув в колене, до уровня пояса. Носок левой ноги тянуть к полу по балетному манеру. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать резкий вдох. Затем тоже самое выполнить с правой ногой. Следить, чтобы спина была прямая во время выполнения упражнения, смотреть перед собой, голову не наклонять. Кистями рук на уровне пояса можно делать движение навстречу друг другу. Следить, чтобы вдох был резким, шёл вместе с резким движением, а выдох был спокойным и незаметным. Выполнять 8 раз по 8 вдохов.

12) Упражнение «Задний шаг»

Встать прямо. Левой ногой резко отвести назад, как будто хлопая по ягодице. На правой ноге в этот момент легко присесть. Одновременно с движением делать шумный резкий вдох. Затем тоже самое выполнить правой ногой. Выполнять по 4 упражнения 8 раз.

Спустя пару месяцев ежедневных дыхательных тренировок дыхание человека с заиканием меняется. Происходит тренировка и массаж диафрагмы, внутренних органов, воздух проходит через связки легко и свободно, исчезают мышечные зажимы. Вдох становится максимально глубоким, это способствует избавлению от заикания.

       Ежедневно выполняемые дыхательные упражнения для лечения заикания способны навсегда избавить от проблем с речью и подарить человеку радость общения.

воскресенье, 26 февраля 2023 г.

27 февраля - 3 марта

 Лексическая тема недели: "Весна (приметы весны)"


1. Вспомнить и назвать времена года. Уточнить последовательность смены времён года. Спросить у ребёнка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее весне и последующее за весной время года. Понаблюдать вместе с ребёнком за весенними изменениями в природе. Повторить и закрепить названия весенних месяцев.

2. «Подбирай, называй, запоминай». Назови как можно больше слов признаков и слов-действий:
- Весна (какая?) – ранняя, тёплая, долгожданная.
- Солнце (какое?) - …
- Почки (какие?) - …
- Листья (какие?) - …
- Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает.
- Листья на деревьях (что делает?) - …
- Ручьи (что делают?) - …

3. «Скажи наоборот». Закончи предложения:
- Зимой снег чистый, а весной - …
- Зимой дни холодные, а весной -…
- Зимой солнце тусклое, а весной - …
- Зимой погода часто пасмурная, а весной - …

4. Назови цветы, которые весной появляются первыми. Как ты думаешь, почему их называют первоцветами?

5. Рассказать ребёнку, для кого делают скворечники, как и из чего их делают.

6. Выучить загадку, отгадать:
Домик этот без окон,
Только вход есть и балкон.
В дом забраться нелегко,
Он над нами высоко.
Ни ступенек, ни крыльца…
Для какого ж он жильца?

воскресенье, 19 февраля 2023 г.

20 - 24 февраля

 Лексическая  тема: "Наша армия"


1. Рассказать ребёнку о том, что это за праздник, кто такие Защитники Отечества. Вместе с ребёнком рассмотреть помещённые в газетах и журналах фотографии, имеющие отношение к Армии, обсудить их. Познакомить ребёнка с родами войск, военной техникой, военными профессиями (по картинкам).
2. Поиграть в дидактические игры:
- «Подбери признак»: защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный… Ответить на вопрос: Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки? Сделать своими руками подарок для папы (дедушки, дяди, брата).
- «1-2-5»: 1 танк – 2 танка – 5 танков, солдат, танкист, ракета, парашют, офицер, снайпер, подводная лодка.
- Как называется человек, который: Летает на вертолете, ездит на танке, служит в пехоте, прыгает с парашютом, служит на подводной лодке, служит на границе.
- Какое слово не подходит, почему?
* Граница, заграница, пограничник, граната.
* Таня, танк, танкист, танковый.


четверг, 16 февраля 2023 г.

Дидактическая игра "Найди пару"

 Развивает память, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, речевые навыки, моторику рук, координацию движения, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету. 

Вместе с детьми играли в новую игру. Цель - найти точно такой же носок как у твоего соседа. Пока звучит музыка, дети бегают в рассыпную или по кругу, как только музыка перестает звучать, дети берут носок и должны найти   точно такой же носок у другого ребенка и создать с ним одинаковую пару и т.д... 

Затем, опросить каждого ребенка какие у них носочки. "У меня голубой носок в синий горошек" и т.д.



пятница, 10 февраля 2023 г.

13 - 17 февраля

 Лексическая тема: "Продукты питания"

Дети должны усвоить:

Существительные:  чай, кофе, подлив, компот, кисель, какао, котлета, щи, борщ, суп, уха, рассольник, каша, салат, пюре, плов, гуляш, печенье, конфеты, сахар, шоколад, мармелад, торт, пирог, блины, беляши, мука, оладьи, хлеб, пельмени, батон, бублик, молоко, кефир, сметана, майонез, масло, творог, сыр, маргарин, рыба, мясо, колбаса, крупа, консервы, соль, перец, приправа, яйцо.

Прилагательные: вареный, сырой, вкусный, сладкий, соленый, горький, кислый, жареный, печеный, кипяченый, яблочный, картофельный, мясной, капустный, рыбный, манная, рисовая, полезная и т.д.

Глаголы:  варить, мыть, стряпать, жарить, печь, резать, тереть, разливать, кипятить, накладывать, завтракать, обедать, ужинать, угощать, пробовать, солить, перчить, раскатывать, размешивать, защипывать.

Наречия: чисто, красиво, горячо, вкусно, полезно, вредно.

Родителям рекомендуется:

1.    Побеседуйте с ребенком  о значении питания в жизни человека.  Для чего нужна еда?

- Как называется еда, которую мы едим утром? (завтрак). Перечислите ее.

- Как называется еда, которую мы едим днем? (обед). Перечисли ее.

- Как называется еда, которую мы едим вечером? (ужин). Перечисли ее.

- Если утром мы едим завтрак (обед, ужин), то что мы делаем? (завтракаем, обедаем ужинаем);

2.  Как можно назвать одним словом все то, что мы едим? (мы едим продукты);

3. Назови продукты, которые делают:

- Что делают из молока? Из молока делают творог, сыр, сметану, йогурт,

простоквашу, кефир и т.д. Из мяса? Из муки?

4.Во время приготовления пищи расскажите или покажите, из каких продуктов готовится то или иное блюдо;

5. В вечернее время поиграйте в игру «Съедобное – несъедобное».

Игры и упражнения:


1.    Игра «Какие бывают продукты?»

Как называются продукты из молока. – Молочные продукты.

Как называются продукты из мяса. – Мясные продукты.

Как называются продукты из муки. – Мучные продукты.

Как называются продукты из рыбы.- Рыбные продукты.

 

2.    Игра «Что из чего?»

Что можно приготовить: из молока – сметану, кефир, ряженку, йогурт,  молочную кашу, мороженое, творог, масло ...

из мяса – котлеты, фарш, пельмени,  мясной суп (бульон) ...

из овощей – салат, суп, овощное рагу ...

из фруктов - сок, компот, варенье, джем, салат ...

из муки – хлеб, булки, сушки, торт, печенье, баранки, макароны...

из рыбы- консервы, котлеты


3.    Игра «Варим суп»

Суп из гороха- гороховый

Суп из рыбы- рыбный

Суп из овощей- овощной

Суп томата- томатный

Суп из сыра- сырный                                  

Суп из грибов - грибной

Суп из курицы- куриный

Суп из гречки- гречневый

Суп из мяса- мясной

Какие еще можно приготовить блюда из этих продуктов?


4.    Игра «Подбери действия»

Что можно делать с продуктами?  Резать, солить, перчить, тушить, жарить, чистить, тереть, варить,  т.д.

КАШУ – ВАРЯТ
МОЛОКО – ПЬЮТ
КОТЛЕТЫ – ЖАРЯТ
ХЛЕБ – РЕЖУТ
УТРОМ – ЗАВТРАКАЮТ
ДНЕМ – ОБЕДАЮТ

ВЕЧЕРОМ – УЖИНАЮТ
ГОСТЕЙ – УГОЩАЮТ
БУЛОЧКИ – ПЕКУТ


5.    Игра «Назови ласково»:

Молоко – молочко
Каша – кашка
Торт – тортик
Яйцо – яичко и т.д.

6.Игра «Подбери признаки»:

ОГУРЕЦ (какой?) – длинный, короткий, зеленый, свежий, соленый…

ПЮРЕ (какое?) – картофельное, овощное, горячее, вкусное, сладкое…

РЫБА (какая?) – морская, речная, живая, скользкая, жареная, соленая, сушеная, копченая…

ТОРТ (какой?)… МОЛОКО (какое?)… КОЛБАСА (какая?)…

7.Игра «Что у нас в холодильнике?»

Попросите ребенка назвать  то, что  лежит у вас в холодильнике. По примеру составьте предложения с использованием предлогов «В», «НА», «ИЗ»:

У нас в холодильнике лежат фрукты, я достану из холодильника фрукты, я положу (поставлю) на полку холодильника…

суббота, 4 февраля 2023 г.

6 - 10 февраля

 Лексическая тема: "Электроприборы"


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, видеомагнитофон, торшер, лампа, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, электроплита, тостер, фен, вентилятор, микроволновая печь, морозильник, техника, провод, розетка, вилка, электричество;

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: цветной, черно-белый, большой, маленький, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микроволновая, теплый, электрический, бытовая;

ГЛАГОЛЫ: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать.

НАЗОВИ ЛАСКОВО  :
Телефон — телефончик. 
Пылесос— пылесосик.
Торшер — торшерчик. 
Лампа — лампочка.
Холодильник — холодильничек. 
Утюг — утюжок. 
Магнитофон — магнитофончик. 
Плита — плитка (плиточка).

ОДИН - МНОГО.
Телевизор — телевизоры — телевизоров.
Магнитофон — магнитофоны — магнитофонов.
Пылесос — пылесосы — пылесосов.
Люстра — люстры — люстр.
Телефон — телефоны — телефонов.
Радио — радио — радио.
Торшер — торшеры — торшеров.
Лампа — лампы — ламп.
Компьютер — компьютеры — компьютеров.
Холодильник — холодильники — холодильников.
Утюг — утюги — утюгов.
Машина — машины — машин.
Плита — плиты — плит.
Техника — техника — много техники.
Провод — провода — проводов.
Розетка — розетки — розеток.
Печь — печи — печей.

ПОСЧИТАЙ:
Один цветной телевизор — два цветных телевизора — пять цветных телевизоров.
Одна хрустальная люстра — две хрустальные люстры — пять хрустальных люстр.
Один высокий холодильник — два высоких холодильника — пять высоких холодильников и т.д.

СКАЖИ СО СЛОВОМ "НЕТ".
Телевизор — нет телевизора. 
Магнитофон — нет магнитофона. 
Плита — нет плиты. 
Пылесос — нет пылесоса. 
Люстра — нет люстры. 
Телефон — нет телефона. 
Радио — нет радио. 
Торшер — нет торшера. 
Лампа — нет лампы. 
Компьютер — нет компьютера. 
Обогреватель — нет обогревателя. 
Холодильник — нет холодильника. 
Миксер — нет миксера. 
Утюг — нет утюга. 
Стиральная машина — нет стиральной машины. 
Микроволновая печь — нет микроволновой печи. 
Электроплита — нет электроплиты. 
Тостер — нет тостера. 
Фен — нет фена. 
Вентилятор — нет вентилятора. 
Морозильник — нет морозильника.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
Мама стирает белье в ... (стиральная машина).
Папа чистит ковер ... (пылесос).
Дочь гладит одежду ... (утюг).
Коля поджаривает хлеб в ... (тостер).
Бабушка на кухне достает продукты из ... (холодильник).
Даша готовит обед на ... (плита).
Антон разговаривает с другом по ... (телефон).
Фильмы и мультфильмы показывают по ... (телевизор).
Вера читает книгу под настенной ... (лампа).