Страницы

воскресенье, 27 октября 2024 г.

Подготовительная группа

  28 октября - 2 ноября

Лексическая тема: "Одежда"


Родителям рекомендуется:

- обратить внимание ребенка на то, что в разные сезоны люди носят разную одежду;

- объяснить ребенку понятия «сезонная одежда»;

- совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, которые носит каждый член семьи в разные времена года, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок, назначение кто это изготавливает и из чего.

Игры и упражнения:

1.    Игра «Скажи наоборот»

Длинный рукав – короткий рукав;

Узкая юбка – широкая юбка;

Короткое платье – длинное платье;

Белый костюм – черный костюм;

Грязные носки – чистые носки;

Большой карман – маленький карман

 

2.    Игра «Подбери признак»

Куртка (какая?) – красная, теплая, осенняя…

Кофта (какая?) – теплая, мягкая, пушистая, коричневая…

Шарф (какой?) – голубой, зимний, теплый, шерстяной…

 

3.    Игра «Подбери слова»

Что вяжут? – шапку, варежки, …

Что шьют? – пальто, платье, …

Что надевают? – пальто, свитер, …

Что завязывают? – шнурки, платок, …

Что штопают? – носки, чулки, …


4.    Игра «Что у куклы?»

У меня шапка, а у куклы – шапочка (шапка, куртка, платье, брюки, юбка, шуба, шарф, сарафан, майка, колготки, рукавицы, футболка, носки, кроссовки, пижама, рубашка, костюм, шорты).

 

5.    Игра «Четвертый -лишний»

Платье, кукла, шарф, шапка.
Шуба, пальто, санки, штаны.
Куртка, майка, туфли, юбка.
Кроссовки, носки, чешки, босоножки.
Шляпа, шапка, кепка, шарф.

6.    Пальчиковая гимнастика

«ГНОМИКИ-ПРАЧКИ»

Жили-были в домике                                Дети сжимают и разжимают кулачки

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики,              Загибают пальчики, начиная с больших.

Раз, два, три, четыре, пять,                       Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.

Стали гномики стирать:                            Трут кулачки друг о друга.

Токи — рубашки,                                      Загибают пальчики, начиная с больших.

Пики — платочки,

Лики — штанишки,

Чики — носочки.

Мики умница был,

Всем водичку носил.


7.    Составить рассказ по схеме.

Например: Платье - это женская одежда. Оно красное с белыми цветочками. Оно сшито из ткани. У платья есть воротник, рукава, лиф, пояс, подол, застёжка. Платье носят летом. Это одежда для девочек и женщин. Платье необходимо стирать, гладить и хранить в шкафу.

воскресенье, 20 октября 2024 г.

Подготовительная группа

21 - 25 октября 

 Лексическая тема недели: "Мебель" 

Родителям рекомендуется: 

- Рассмотреть с ребенком домашнюю мебель, предназначенную для спальни, столовой, кухни;

- Назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена;

- Объяснить ребенку назначение мебели, различных ее видов;

- Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки; рассмотреть мебель в кукольном уголке;

- Попросить ребенка ответить на вопросы: для чего нужна мебель (стул, стол, диван, кровать, шкаф); для чего нужен письменный стол, обеденный; что делают за столом; какая мебель нужна для кухни, спальни; сколько ножек у стола; из чего сделан стол; какой формы крышка у стола; чем отличается стул от табуретки, кресла;

- Вместе с ребенком сходить на экскурсию в мебельный магазин.

Игры и упражнения:

1.    «Подбери признак»:

стул (какой?) - ... ,

кресло (какое?) - ... ,

кровать (какая?) - ....

 


2.    Логические упражнения.

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?

Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?

 

3.Выполнить действия с предметами по указанию взрослого (понимание предложных конструкций).

Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула;

Между стульями, перед стулом;

Поднять мяч над стулом.

4. Вспомнить, какая мебель есть в твоем доме (в кукольном уголке, в детском саду).

5. Сконструировать игрушечную мебель из спичечных коробков.

6.Выучите пальчиковую игру:

«Много мебели в квартире»

 Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы)

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидим за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.

7. Отгадать загадку и выучить по выбору.

·        В квартире нашей новый дом. Живет посуда в доме том.

В нем место есть и для конфет, он называется... (буфет).

·        С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,

Со спинкой, а без головы. (Стул)

·        По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать, что за штука я? (Кровать)

·        Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. (Стол)


воскресенье, 13 октября 2024 г.

Консультация для родителей

 

 «Как правильно учить ребёнка читать и писать?»


        

 


           В основе обучения чтению - не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить находить на слух звук [м] в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково - [м], [б], а не эм или бэ. Говоря так, мы произносим два звука - [э] и [м]. Это только путает детей.

Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, т. е. ребенок сначала называет буквы: М А - и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех-четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным.

Правильное чтение - это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того, как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов.

Если в устной речи ребенок заменяет некоторые звуки, например [Ш] на [С] («сапка») или [Р] на [Л] («лыба»), не рекомендуется учить с ним соответствующие буквы, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае у ребенка может сформироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой. 

Прежде чем учить ребенка письму, необходимо сформировать правильный захват ручки. Многие дети делают это неправильноРуки ребёнка должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки (у правшей) немного выступал за край стола, и рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и придерживала лист. Ручка кладется на верхнюю часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают её на расстоянии 1,5–2 см. от конца стержня. Научите ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывать верхний правый, левый нижний угол, середину листа и т.д. Затем учат видеть строчки, находить начало, конец строчки.   

   

Как помочь ребенку, если он забывает, путает,

неправильно пишет   буквы?

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв чаще всего это следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т. д. Очень полезны игры-занятия типа  «Пифагор», «Сложи квадрат», различные «конструкторы». Бывает, что ребенок путает совершенно непохожие по написанию буквы: М и Б, Т и Д.

Причиной этого может быть, то что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах.

Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: 

Ø    Раскрашивание буквы, штриховка;                                                        

Ø    Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым;

Ø    «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе;

Ø    Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква У – заячьи ушки и т.д.; 

Ø    Обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной бумаги или бархатной бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами;

Ø    Выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.; 

Ø    Обводка ребенком букв, написанных взрослым;

Ø    Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым;

Ø    Лепка ребенком буквы из пластилина. 


суббота, 12 октября 2024 г.

Подготовительная группа

  14 - 18 октября

Лексическая тема: "Дикие животные и их детеныши"

Рекомендации для родителей

     Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;

Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей;

в качестве экскурсии посетите зоопарк.

 Загадки.

·       Я, сознаюсь, виновата:

я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком

часто бегаю тайком. (Лиса)

·       Под соснами, под елками

живет клубок с иголками. (Еж)

·       Быстрый маленький зверек

по деревьям скок-поскок. (Белка)

·       Серый байковый зверюшка,

          косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

и морковку ему дай. (Заяц)

·       Кто зимой холодной

ходит злой голодный? (Волк)

·       Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

 Дидактическое задание «Угадай, кто это?»

(подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный - ... .

Серый, зубастый, страшный, хищный - ....

Хитрая, пушистая, рыжая, хищная - ....

Маленький, длинноухий, пугливый, серенький/беленький - ....

Маленький, колючий, быстрый - …

 Дидактическое задание «У кого - кто?»

(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):

медведь – медвежонок/медвежата       волк – волчонок/волчата

лиса – лисёнок/лисята                        

ёж – ежонок/ежата                                 лось – лосёнок/лосята

бобр – бобрёнок/бобрята                      олень – оленёнок/оленята

рысь – рысёнок/рысята                         белка – бельчонок/бельчата

 Дидактическое задание «Назови маму»

(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):

у медвежонка мама медведица

у лисёнка мама лисица

у рысёнка мама рысь

у лосёнка мама лосиха….

 Дидактическое задание «Кто где живет?»

(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).

Кто живет в норе?       В норе живёт лиса.

Кто живет  в берлоге?  В берлоге живёт медведь.

Кто живет под кустом?  Под кустом живёт заяц.

( в дупле – белка, в логове – волк)

Дидактическое задание «Чей хвост?»

(упражняем в образовании притяжательных прилагательных) - желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:

Вариант №1.

Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»

Вариант №2. Упражнение «Измени слова по образцу»:

нос лисы – лисий нос,  лапы зайца – заячьи лапы

след медведя – медвежьи следы, рога лося – лосиные рога

 Упражнение на координацию речи с движениями.

Я как белка в колесе прыгаю на месте,

Чтобы было веселей, поскакали вместе.

Раз, два, три, четыре, пять - начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд - он подпрыгнул десять раз.

Ребенок совершает прыжки  на месте.

 

Под счет ребенок прыгает 5 раз.

 

После слов «он подпрыгнул десять раз» ребенок прыгает 10 раз.

 

Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса

(по выбору) по плану:

Название животного.

Где живет?

Жилище.

Внешний вид (части тела).

Чем питается?

Детеныши.

Ознакомление с художественной литературой.
- Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
- Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку "Лиса и волк".

 Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.

Составить предложения со словосочетаниями: "две белки", "пять белок", "два волка", "пять волков" и т. д. (развитие связной устной речи). 13. Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...
У волка хвост длинный, а у медведя - ...
Лиса - хищное животное, а заяц - ...

Пальчиковая гимнастика

Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке - сестричке,
Воробью,
Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)
Кому в платок,
Кому в зубок,
Кому в лапочку.

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)