Страницы

вторник, 27 сентября 2022 г.

Всех коллег поздравить рада
С Днем работника детсада!
Доброты вам и любви,
Счастья, мира, красоты.

На работу чтоб хотелось,
С оптимизмом вдаль гляделось,
Быть успешными, творить,
Жизнь свою не зря прожить!

© https://pozdravok.com/pozdravleniya/prazdniki/den-vospitatelya/kollegam/

суббота, 24 сентября 2022 г.

26 - 30 сентября

 Лексическая тема недели: «Осень (лес, деревья). Грибы, ягоды»

Закрепляем знания детей.
Существительные: осень, погода, лист, дерево, кора, берёза, рябина, дуб, клён, ель; прилагательные: жёлтый, зелёный, красный, тёплый, солнечный, дождливый; глаголы: расти, идти, дуть.

1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Повторите несколько раз вместе с ним слово осень и попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос: - Какое сейчас время года? (Сейчас осень.) Расскажите ребёнку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными или жёлтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты. Произнесите вместе с ребёнком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

2. Поиграйте с ребенком в игры:
- "Назови пять признаков осени" (Ответы ребенка записывает взрослый).
Закончи предложение словом «осень»: Мы ждали……..(осень). Мы одеваемся тепло ... (осенью). Долго не было …(осени). Мы поем песни об … (осени). Мы рады …(осени). Мы любим … (осень).
- Прослушать предложения и ответить на вопросы: Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.) На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.) Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный?) Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.) Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.) Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ковер.) Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?
- Ответь на вопросы: День, когда идет дождь – какой? - …(дождливый). День, когда дует ветер - какой? - ….(ветреный). Дождик, который идет осенью- какой? ……(осенний). Погода, когда часто идут дожди  - какая?- …(дождливая). Погода, когда дует сильные ветры-  какая? - ..(ветреная). Погода, которая бывает осенью – какая? - …..(осенняя).
- Назови ласково, а потом скажи со словами «один», «три», «много»: День – (денек, один день, три дня, пять дней); туча - …; лист - …; дерево - ...; ветер - …; стая-..
- Скажи со словом «осенний»: Туча, ветер, небо, день, сапоги, вечер, утро, солнце, лист, дождь... И т.д.
- "Подбери слово": Осенний…; осенняя ...; осеннее ...; холодный...; ветреная...; хмурое....



- "Назови 5 деревьев"
- Назови дерево ласково, а потом со словами «один». «много», «два»: Дуб – дубок, один дуб, два дуба, много дубовБереза - …. Рябина - ….Осина - …. Сосна - …. Ель - .... Клен - …. Пень - … .
- «Собери гербарий» (добавь нужное слово): Сорву с дуба… (дубовый лист). Сорву с клена… (кленовый лист). Сорву с березы… (березовый лист).
- Отгадай загадку:
С колпачком на голове,
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого. (С. Я. Маршак)
- «Есть – нет». Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..». Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист, кленовый лист, еловая шишка.)»Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки.)»
- «Один – много»: Дерево - деревья; куст - … , пень - ...;  лес - ... . И т.д.
- Измени предложения по образцу: Он сидит на пне. – Они сидят на пне. Он бежит по дорожке…. Он поёт песню…. Он идет домой …. Он колет дрова…. Он собирает листья… .
- "Скажи наоборот" (закончи предложение, а затем повторить его полностью): Дерево высокое, а куст…(низкий). Дорога широкая, а тропинка … . Дуб большой, а рябина… . Орехи крупные, а семечки… . И т.д.



Словарь по лексической темелес, гриб, ножка, шляпка; боровик, подосиновик, подберёзовик, лисичка, опёнок, сыроежка, мухомор; ягода, кустик, земляника, черника, малина, клюква, брусника, ежевика; искать, срезать, собирать, укладывать, чистить, перебирать, заготавливать, солить, мариновать, сушить, варить, готовить; прятаться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, сладкий. 
1. Побеседуйте с ребёнком о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве. Пусть ребёнок вспомнит и расскажет о том, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. 
2. Предложите ребёнку рассказать о грибе по картинке-схеме, нарисованной ребёнком на логопедическом занятии.  Например:  "Это лисичка.  Лисичка – съедобный гриб.  Лисичка растёт в лесу, в траве под берёзами.  Лисичка жёлтая, ароматная. У лисички круглая шляпка и тонкая ножка". 



3. Предложите ребёнку рассказать о лесной ягоде. Например: "Это черника. Она растёт в лесу на низких кустиках под деревьями. Черника мелкая, круглая, чёрная, мягкая, сладкая.  Из черники можно приготовить черничный компот, черничное варенье, черничный пирог". 
4. Поиграйте в игру с мячом «Весёлый повар». Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребёнок называет то же блюдо, употребив прилагательное, и возвращает вам мяч: Варенье из малины. – Малиновое варенье. Варенье из земляники. – Земляничное варенье. Варенье из черники. – Черничное варенье. Варенье из брусники. – Брусничное варенье. Компот из земляники. – Земляничный компот. Компот из черники. – Черничный компот. Компот из брусники. – Брусничный компот. Повидло из земляники. – Земляничное повидло. Повидло из брусники. – Брусничное повидло. Повидло из ежевики. – Ежевичное повидло. Пюре из клюквы. – Клюквенное пюре.
5. Предложите ребёнку послушать, а затем выучить стихотворение О. Высотской "Грибок":
Мы в лесок пойдём,
Мы грибок найдём
В шапочке нарядной
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.

понедельник, 19 сентября 2022 г.

19 - 23 сентября

 Лексическая тема: "Фрукты"

Родителям рекомендуется: 

— рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;

 — обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

 — по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

 — рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.


Игры и упражнения:

1. «Один — много»

Яблоко – яблоки                              
Банан – бананы                              
Апельсин – апельсины                    
Мандарин – мандарины                 
Слива – сливы

Арбуз — арбузы

Дыня — дыни

Лимон — лимоны

Груша — груши

2.«Веселый счет»

одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.

3. «Назови, какой сок?»

Сок из яблок — яблочный,

... груш - грушевый

... слив - сливовый,

... лимонов - лимонный,

... абрикосов - абрикосовый,

... апельсинов - апельсиновый,

... персиков - персиковый,

мандаринов - мандариновый.

4. «Назови ласково»

Апельсин – апельсинчик;       Мандарин – мандаринчик;
Банан-бананчик;                         
Яблоко  –яблочко;                

Лимон –лимончик;   

гранат – гранатик;

 абрикос – абрикосик;

виноград – виноградик.

5. «Четвертый лишний»

Груша, лук, яблоко, абрикос.

Помидор, груша, свёкла, тыква.

Апельсин, банан, огурец, мандарин.

Яблоко, виноград, картошка, слива.

6. «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша)

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)

Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)

Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)

Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)

7. Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка”

Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: “Ну-ка, скушай!”
Этот пальчик — ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас (показывают ладошками вокруг и на себя)

8. Составь описательный рассказ о любом фрукте по плану:

(фрукт нарисуй и  заштрихуй)

Что это?

Где растёт?

Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?

Каков на вкус?

понедельник, 12 сентября 2022 г.

12 - 16 сентября

 Лексическая тема: "Овощи"


Родителям рекомендуется:

1  1. Рассмотрите с ребенком натуральные овощиили картинки:  картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец. Объясните, что все это можно назвать одним словом «Овощи». Выясните, понимает ли ребёнок, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. Пусть ребенок перечислит известные ему овощи. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Привлеките его к приготовлению блюд из овощей, а потом задайте вопрос: — Какие овощи ты положишь  в суп (борщ, щи, салат)?

2.   Игра «Один — много»

Образец: Огурец — Огурцы

Слова: Кабачок, баклажан, помидор, тыква, перец.

3.   Игра «Назови ласково».

Образец: Помидор — Помидорчик

Слова: Морковь — морковка, морковочка, лук — лучок, горох — горошек, тыква – тыквочка, капуста – капусточка, свёкла – свёколка, редиска – редисочка, баклажан – баклажанчик.

4.   Игра «Веселый повар».

Образец: Сок из моркови. — Морковный сок.                                           

Словосочетания: Салат из свеклы. Икра из кабачков. Пюре из картофеля. Котлеты из капусты. Запеканка из моркови.   Суп из гороха. Паста из томатов. Рассол из огурцов.

5.   Упражнение «Подбери признак»

Огурец какой? – Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный).

Помидор какой? – Красный, круглый, кислый, солёный, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, и т. д.

6.   Игра «Сосчитайка» 1, 3, 5

Образец: один помидор, три помидора, пять помидоров.
Слова: огурец, тыква, кабачок, редиска, репа.

7.   Игра «Доскажи словечко»

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

8.   Составь рассказ по схеме.

Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:

·      Как называется овощ?

·      Какой он по цвету?

·      Какой по форме?

·      Какой по размеру?

·      Где растёт?

·      Какой на ощупь, на вкус?

·      Что можно приготовить    из него? 

понедельник, 5 сентября 2022 г.


"Здравствуй, Осень!"

Сентябрь - первый осенний месяц. Травы на лугах и в полях желтеют, высыхают. Дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Листья на деревьях желтеют. Первыми меняют цвет листья берез и лип. В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие. В конце месяца бывают заморозки. Лужи покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится иней. После первых заморозков жизнь насекомых замирает. Собираются в стаи, готовятся к отлету в теплые края перелетные птицы. Готовятся встретить суровую зиму звери, они строят норы, делают запасы. В сентябре люди ходят в лес за грибами и ягодами. С полей и огородов убирают урожай. На полях сеют озимые хлеба - рожь и пшеницу. Первого сентября дети идут в школу с букетами цветов - начинается учебный год.
Пословицы и поговорки:
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь капустой.
В сентябре одна ягода, и то горькая рябина.
Холоден сентябрь, да сыт.
Т.А. Чохонелидзе "Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста"

четверг, 1 сентября 2022 г.


Золотой сентябрь приходит,
И День знаний вместе с ним,
Чудеса пусть происходят —
Мы их сами создадим!

Станет пусть светлее, чище
В этот день прекрасный мир,
Тот, кто в поиске — отыщет
Свой надёжный ориентир.

Пусть приходит вдохновение,
Радость, новые надежды,
С ними — множество явлений,
Что не видели мы прежде!